ИЛ 112

Военно-транспортная авиация слишком много значит для стран, участвующих в различных конфликтах. Великолепная рабочая лошадка Ан-26 честно продолжает служить для этих целей по всему миру уже более чем 40 лет, но любая авиационная техника рано или поздно устаревает морально и физически. Руководством России было принято решение о разработке нового легкого военно-транспортного самолета.


Конкурс

В 2002 году ВВС РФ поставили задачу по созданию ЛВТС для эксплуатации в военных и гражданских целях. Объявили конкурс, которым заинтересовались АК им. С. В. Ильюшина, РСК «МиГ», ЭМЗ им. В. М. Мясищева, ОАО «Туполев» и ОКБ им. Сухого. Все они направили свои аванпроекты на конкурсную комиссию. В марте 2003 года на предприятиях каждого из бюро рассмотрели предложенные ими варианты. Генеральный конструктор АК им. Ильюшина лично делал доклад перед комиссией по своему проекту. Как оказалось, Г. В. Новожилов не зря уделил этому вопросу особое внимание. 8 апреля 2003 года Главный штаб ВВС провел расширенное заседание комиссии, которая доложила обо всех рассмотренных вариантах и объявила победителя – ОАО «АК им. С. В. Ильюшина» с предложенным ими Ил-112В. 12 августу Верховному Главнокомандующему РФ Владимиру Путину доложили о том, что самолет Ил-112 начнут собирать на Воронежском авиационном заводе, и в конце года ОКБ приступило к его созданию. Первый полет планируется произвести в 2017 году, а начать эксплуатировать по назначению – в 2019.

Ил 112 макет


История проекта

Изначально ИЛ-112 должен был пойти в производство еще в 1994 году на Кумертауском АПО, но позже его передали в ВАСО (Воронежское акционерное самолетостроительное общество). Первый полет СМИ пообещали на 2006 год, а на 2007 уже готовую установочную партию. Однако из-за недостатка финансирования проект замедлился. Изначально он разрабатывался на деньги АК им. Ильюшина, а затем был внесен в план заказа гособороны и программу вооружения на 2015 год и получил бюджетные деньги. Однако в 2010 году Минобороны РФ прекратило финансирование и предложило искать внебюджетные деньги. Не хватало 800 млн рублей, и работы остановились на этапе подготовки к производству. Весной 2011 года Минобороны решило вообще отказаться от Ил-112, и закупить семь грузовых Ан-140. 20 июля 2011 года было остановлено производство первого образца.
В конце декабря 2012 года Главком ВВС России представил Сергею Шойгу объективные причины для продолжения работ над проектом, а в августе 2013 генконструктор ОАО «Ил» подтвердил возобновление работ, и пообещал к 2018 году два первых экземпляра. В декабре 2015 года прозвучали планы о модернизации цехов ВАСО для сборки Ил-112В на суммы более 1,3 млрд рублей.

Макет Ил 112


Характеристики и особенности

Прежде всего, стоит отметить, что это будет не просто винтовой моноплан с высокорасположенным прямым крылом, а первый в истории страны авиационный комплекс, в состав которого будут входить:
- сам самолет и несъемное бортовое оборудование;
- специальное съемное транспортное и десантное оборудование;
- система наземного обслуживания общего и специального профиля, инструмент и средства наземного контроля;
- программное обеспечение и компьютер для записи и обработки информации о полете, неисправностях, контроля ресурсов разных узлов самолета, ведения различной документации;
- учебно-тренировочное ПО для обучения летного и технического состава, электронные инструкции по эксплуатации и ремонту;
комплексный тренажер самолета.


Ресурс каждого узла будет обновляться прямо во время полета и измеряться одним показателем – «накопленным повреждением».
К самолету были предъявлены жесткие критерии по погрузке-разгрузке и перемещению объектов. В результате небольшой, всего 23,49 метра в длину Ил-112 сможет поднимать в воздух до шести тонн полезного груза или 44 пассажира. При максимальной нагрузке практическая дальность составит 1000 км, при 3,5 тоннах – уже 3 400 км на скорости до 550 км/ч. Грузовую палубу оснастили напольной автоматизированной системой перемещения паллет и контейнеров с земли внутрь грузового отсека, а так же лебедкой, тельфером и кран-балкой для погрузки крупногабаритных грузов. Это значительно упрощает и ускоряет подготовку к вылету и не требует сторонней техники. Грузы крепятся с помощью спецзамков и швартовочных цепей, надежно фиксируя их не только на время полета, но и при экстренной посадке. Многое из этого позаимствовано у Ил-76.
Подниматься в воздух самолет сможет как с бетонированного, так и с грунтового необорудованного аэродрома. Установлена отдельная силовая установка, которой хватит на запуск двигателей, энергоснабжение самолета, кондиционирование. Возможность самостоятельной погрузки-разгрузки и технического обслуживания силами экипажа делают его по-настоящему автономным.
Комплекс бортоборудования КБО-112В позволяет выполнять полеты днем и ночью, при различных температурах и в сложных метеоусловиях. Рассчитан на три человека экипажа – летчика, летчика-штурмана и бортмеханика, который во время полета работает только в грузовой кабине. КБО разделен на подсистемы, которые не зависят друг от друга, и не отказываются работать при выходе из строя отдельных узлов.


Перспективы для Ил-112 вне России

Сейчас в мире эксплуатируется около 1 500 военно-транспортных самолетов, соразмерных с Ил-112, и половина из них еще советского производства. Около 65% из них будут списаны через 5-7 лет, и еще 33% через 8-15 лет. Расчеты показывают, что к моменту начала массового производства Ил-112 в мире будет не хватать более пятисот машин этого класса. Потенциальными покупателями уже в 2020 году могут стать Китай, Индия и Иран, решившие за последние несколько лет создать свои силы быстрого реагирования, страны Южной Америки и Юго-Восточной Азии. С Индией сейчас ведется совместная разработка многоцелевого самолета и поставляются танкеры Ил-78МКИ. В целом, самолеты АК им. Ильюшина во многих странах на хорошем счету, и если новый Ил-112В будет обладать надежностью, прогрессивными разработками и простотой в эксплуатации и обслуживании, то у него отличное будущее на зарубежном рынке.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить