КамАЗ 63968 Тайфун

Новейшая платформа грузового автомобиля КамАЗ 63968 Тайфун появилась для армии России по заказу Министерства обороны РФ от 2010 года, где были указаны требования скорости 110 км/ч, проходимости по бездорожью и высокой защищённости от мин, осколков снарядов и крупнокалиберных пулемётов. В данном случае Россия старается не отставать в перевооружении от НАТО, где на 5 лет раньше стали массово производиться колёсные бронемашины MRAP по обновлённым в 2005 г стандартам НАТО. Абсолютно ясно, что невозможно получить новую армию к 2020 г, если продолжать ездить на платформе разработанной ещё в 1961 г.

  1. Причины разработки
  2. История создания
  3. Броня
  4. Технические характеристики
  5. БИУС
  6. Эксплуатация и модификации

Причины возникновения машин типа MRAP и Тайфун

Конфликты в Ираке и Афганистане наглядно продемонстрировали высокую уязвимость США, ведь одних ракет, танков и авиации недостаточно, чтобы присвоить чужую экономику себе. Больше всего наёмников НАТО гибнет на дорогах в партизанской войне, машины с пехотинцами подрываются на минах, попадают в засады под обстрел крупнокалиберных пулемётов. Не лучше ситуация и для армии РФ, на Кавказе много банд, вооружённых ручными пулемётами, гранатомётами, минами, постоянно совершающих диверсионные вылазки. Поэтому очень нужным является заказ правительства на противоминную платформу, модульную, когда разные грузовики Урал и КамАЗ из одного семейства Тайфун сменяют модуль и превращаются в средство связи, в установку залпового огня или машину для транспортировки десантников.

КамАЗ 63968 Тайфун

История КамАЗ 63968 Тайфун-К

Вопросы по созданию надёжно защищённых машин возникли ещё в 1980-х гг. Секретная разработка под кодовым наименованием «Гараж» подразумевала создание линии унифицированных грузовых бронемашин для специальных родов войск. Ставка делалась на три союзных предприятия, МАЗ, Урал и КамАЗ, которые должны были разработать взаимозаменяемые узлы. Распад СССР положил конец созданию машин тех лет. А вот наработки пригодились уже при создании платформы Тайфун, начавшейся с 2010 года. 

Пришлось оглядываться уже на стандарты НАТО STANAG 4569, получившие опыт войн в Ираке и Афганистане, т.к. своих машин такого рода в собственной армии до реформирования не было. В результате старая теория требуемых характеристик претерпела существенных изменений в мобильности и защищённости. Полученной уникальной платформой можно гордиться, она превзошла натовские разработки, поставленные на вооружение.

Первый образец КамАЗ 63968 Тайфун-К (К – значит КамАЗ, У – значит Урал) был предоставлен в 2011 году в Астане (Казахстан), ещё не готовая к выпуску модификация положительно продемонстрировала себя на выставке, после сравнения её с аналогичными характеристиками MRAP IVEKO, Тайфуну-К отдали предпочтение военные. В 2013 году, после трёхгодичной работы 120-ти предприятий, куда вошли заводские КБ и научные институты страны, был показан готовый проект, доработанный к 2015 году.

КамАЗ 63968 Тайфун

Броня КамАЗ 63968 Тайфун-К

Самое важное – это защищённость машины. Институт Стали разработал секретную керамическую броню, выдерживающую стальные пули крупного калибра 14,5 мм от пулемёта Владимирова КПВ. Многослойная керамическая броня получилась лёгкой, по классификации НАТО относится к 4-му уровню. Многослойное и закалённое бронестекло весом 300 кг/м2, толщиной 128 мм – выдерживает тот же калибр 14,5 мм. Эти характеристики не меняются на расстоянии выстрелов с 200 м.

Для V-образного днища, рассекающего в стороны взрывную волну, грузовику КамАЗ 63968 Тайфун предназначено выдерживать заряд 8 кг тротилового эквивалента, что и подтвердили результаты испытания. После подрыва на противотанковой мине неповреждённые десантники и механик-водитель могут продолжить движение. Двигатель и трансмиссия находятся в своём бронеотсеке, удалённом от передней и задней частей корпуса.

Бензобаки по 300 л, оба установлены по бокам за керамобронёй, внутри них резиновая броня и свинцовые шарики, если бак пробит, то отверстие от пули изнутри самозатягивается, бензин не растекается и не происходит возгорания. В зависимости от манеры вождения водителя и условий трассы на 100 км тратится 30-40 л дизтоплива, в режиме бездорожья на низких передачах 60 л.

От кумулятивных снарядов на корпус навешиваются маты, рассеивающие поражающую струю. Колёса пулестойкие с системой подкачки, при повреждении могут пройти 50 км. Сближенные 20-ти дюймовые колёса Тайфун-К в отличие от Тайфуна-У расположены в передней части автомобиля, оба ряда колёс поворотные, где стоящие позади доворачивают, уменьшая радиус поворота до 10 м. На скользкой дороге можно по-каскадёрски развернуться юзом на 180 град.

На крыше капсулы для десантников есть два ряда люков, по 3 справа и слева, при опрокидывании машины они служат выходом. В отличие от БТР-82А, где также днище выдерживает аналогичную по заряду мину, здесь пехотинцы остаются без травм. В модуле вмещается 12 человек, в корпусной модификации 18 чел. Есть климат контроль. Они могут видеть на ЖК-мониторах всё, что происходит вокруг, есть и радиосвязь с водителем и по 2 бронеокна с каждой стороны для десантников. Высадиться можно через заднюю аппарель, опускаемую гидравликой за 8 сек, а поднимаемую за 20 сек.

КамАЗ 63968 Тайфун

Технические характеристики

Уникальное только в русских машинах шасси, с очень мощным сопротивлением к нагрузкам пневмогидравлической подвеской, специально создано для Тайфунов. Бескапотный Тайфун-К не станет таранить кирпичную стену, его удел скоростной и маневренный, он, прежде всего покоритель твёрдой трассы. На ухабинах и ямах внутри потряхивает, но машина идёт без остановки. Двигатель ЯМЗ ярославского завода  установлен сзади кабины, из которой можно починить его. Силовая установка с 6-ти ступенчатой АКП моментально разгоняет с места и быстро тормозит пневмотормозами.

  • Длина - 9000
  • Высота - 3300
  • Ширина - 2000
  • Масса - 24 т
  • Клиренс регулируется в зависимости от условий до 450 мм. 
  • Максимальная скорость - 120 км/ч
  • Двигатель - ЯМЗ 5367
  • Мощность двигателя - 450 л.с.
  • Коробка передач - 6-ти ступенчатая, автоматическая
  • Максимальная дальность без дозаправки - 1200 км

КамАЗ 63968 Тайфун

БИУС КамАЗа 63968 Тайфун

Боевая информационно-управляющая система Тайфуна-К именуется «Галдс-Д1М» – отвечает за работу всех узлов машины и выводит на мониторы все данные о состоянии. Она получает информацию от датчиков, установленных в ходовой, двигателе и коробке передач и в других местах. Помимо этого система контроля и управления процессами сама решает отдельные задачи в автоматическом режиме.

КамАЗ 63968 оборудован системой видеонаблюдения, камеры установлены по корпусу. Если стекло поражено осколками или пулями, тогда видимость пути будет осуществляться при помощи изображения на цифровом экране. БИУС Тайфун-К способна на обработку любой нужной информации, т.к. предусматривается установка боевого и радиолокационного модуля, стрельба залпом ракетами.

КамАЗ 63968 Тайфун

 

Эксплуатация и модификации

С 2015 года КамАЗ 63968 Тайфун начали поступать в армию РФ. Модули меняются, десантные могут стать боевыми (с дистанционным пулемётом) или ремонтными, на новой базе выпускаются теперь и пожарные машины, и тральщики, и понтоновозы, и тягачи. Не всегда нужны дорогостоящие машины. Линейка КамАЗ состоит из 6 типов шасси разного назначения:

КамАЗ 5388 – 4х4, бортовой модуль, кран, мультилифт, что-нибудь не требующее защиты.

КамАЗ 53888 – бронирование КамАЗ 5388.

КамАЗ 6396 – трёхосное, без возможности бронировать кузов.

КамАЗ 63968 – бронирование КамАЗ 6396.

КамАЗ 6398 – 4-х осный КамАЗ 63968 без брони.

КамАЗ 63988 – бронирование КамАЗ 6398.