Новый ледокол «Илья Муромец»: шаг длиной в 40 лет

  1. Введение
  2. История создания
  3. Общее описание
  4. Назначение
  5. Технические характеристики
  6. Перспективы

Буквально недавно, со стапелей В Санкт-Петербурге был спущен на воду дизель-электрический ледокол вмф нового поколения «Илья Муромец». Проект разрабатывался инженерно-конструкторским бюро «Вымпел», расположенном в Нижегородской области. В документах, этот уникальный по своим возможностям корабль обозначен, как № 21180, суда такого класса не выпускались российскими предприятиями более 40 лет. Удивительно, что этот ледоход создавался по заказу военного ведомства, относится к классу вспомогательных кораблей и после прохождения испытаний, будет включён в состав Арктической группировки войск военно-морского флота. Познакомимся с этой новейшей разработкой отечественного кораблестроения более детально.

Ледокол "Илья Муромец"

История создания

История этого проекта 21180 уходит в послевоенные годы, когда советское правительство столкнулось с острой нехваткой ледокольного флота, чтобы полноценно осваивать северные широты. Разумеется, несколько ледоколов входили в состав Северного флота, однако морально и технические корабли не принимались во внимание. В итоге было принято решение доукомплектовать флотилию кораблями, класса «Капитан Белоусов», что должно было обеспечить весенне-осеннюю навигацию. 

Новый ледокол получил номер 97 «Илья Муромец», создавался на базе немецкого корабля Eisbar. Первое судно этой серии было спущено на воду в 1965 году, и стало первой ласточкой в истории развития самого востребованного корабля СССР. Этот корабль был списан из состава Тихоокеанского флота в 1993 году и утилизирован. Всего в рамках проекта № 97 было выпущено 32 корабля, некоторые из которых продолжают нести службу. В октябре 2017 года, «Илья Муромец» получил второе рождение.

 

Общее описание

Название ледокол, не отображает всей глубины и мощности обновлённого проекта 21180 «Илья Муромец», хотя корабль действительно способен преодолевать ледяные преграды, толщиной до 1-го метра, прокладывая дорогу кораблям в арктических широтах. На самом деле, это многофункциональное судно снабжения, предназначенное для решения широкого спектра задач при обслуживании военных и гражданских баз в северных широтах.

На первый взгляд, однопалубный корабль не выглядит примечательным, и даже проигрывает по многим показателям тяжёлым атомоходам. Однако это не так. Уникальной особенностью проекта можно считать винто-рулевые колонки, вынесенные за пределы корпуса с возможностью разнонаправленного вращения лопастей. Это позволяет кораблю передвигаться даже боком, и такая схема впервые реализована на кораблях такого класса.

Интересным решением выглядят четыре дизель-генераторные силовые установки типа «Азипод» с суммарной мощностью 10 600 Вт. Отметим, что «Илья Муромец» может находиться в автономном плавании до 2-х месяцев, а дальность его хода составляет 22 244 километра, что в 2 раза превышает длину Севморпути. На палубе корабля будет находиться кран, грузоподъёмностью 21 тонна, пожарный насос, водопенные лафеты и катер, для установки боновых заграждений (сбор разлившихся нефтепродуктов). Кроме этого, на палубе предусмотрена вертолётная площадка, способная принять машины класса К-27, широко применяемые в ВМФ России. Добавим, что при желании, ледокол может оснащаться бортовым вооружением: такая возможность штатно заложена на стадии разработки проекта.

Ледокол "Илья Муромец"

Предназначение

Основная задача ледокола нового поколения «Илья Муромец» прокладывание караванных путей в арктических водах и буксировка кораблей. Благодаря инновационным винто-рулевым колонкам, корабль способен практически моментально перекладывать курс, что обеспечивает невероятно высокую манёвренность судна в ледовом поле.

Помимо этого, российский корабль сможет заниматься:

Контейнерной перевозкой, размещая груз на палубах и грузовом отсеке.

Ликвидацией последствий аварий, которые приводят к разливу нефтепродуктов.

Пожаротушением на надводных и береговых объектах.

Проводить гидрографические исследования

Кроме этого, судно полностью возьмёт на себя снабжение береговых баз и аэродромов, расположенных в арктической зоне.

Ледокол "Илья Муромец", вертолетная площадка

Технические характеристики

Основные технические характеристики проекта 21180 судна выглядят следующим образом:

Длина – 85 метров.

Ширина – 20 метров.

Высота по бортам – 9.2 метра.

Наибольшая осадка – 7 метров.

Водоизмещение – 6 000 тонн.

Скоростные показатели – 11 и 15 морских узлов в экономном и максимальном режиме движения соответственно.

Максимальная толщина ледовой преграды – 100 см.

Максимальная продолжительность автономного плаванья – 60 суток.

Вместимость грузового трюма – 500 м3.

Номинальная грузоподъёмность – 500 тонн.

Объём ёмкости для собранных нефтепродуктов – 300 м3.

Мощность гребного двигателя – 2*3 500 кВт.

Мощность главного дизель-генератора – 4*2 600 кВт.

Вспомогательный двигатель – 2*300 кВт.

Аварийный дизель-генератор – 1*150 кВт.

Помимо этого, корабль оснащается современной электроникой и системами GPS-навигации, определяющими местоположение судна с точностью до нескольких метров.

Постоянный экипаж ледокола-снабженца состоит из 32 человек команды. Вспомогательный состав: 50 военнослужащих морской пехоты или пограничной службы.

Военный ледокол "Илья Муромец"

Перспективы проекта

Не секрет, что сейчас ведётся необъявленная война за господство в арктических широтах между мировыми сверхдержавами. Политики всех стран понимают, какое стратегическое преимущество даёт развитие и освоение Арктики. 

В настоящее время, ледокольный флот России суммарно превышает количество кораблей этого класса, имеющихся у других стран. Кроме этого, сверхмощные атомоходы имеются только у российских ВМФ.

Проект 21180 – это первая веха новейшей российской истории флота. Сейчас заключён контракт на строительство 4-х аналогичных ледоколов, которые будут перераспределены между частями Северного и Тихоокеанского флотов. Кроме этого, ведутся активные работы над патрульным судном «Иван Папанин», которое будет выполнять служебно-боевые задачи в арктических широтах. Этот корабль планируется спустить на воду в 2020 году. 

Можно предположить, что проводкой новых атомных подлодок класса «Ясень» и «Борей» из Северодвинска, будет заниматься именно ледокол № 21180. Поэтому ввод в эксплуатацию многофункционального ледокола «Илья Муромец» открывает невероятные перспективы для развития и освоения арктической зоны. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить