Первый автомобиль в России,  автомобиль Яковлева-Фрезе 

О первом российском автомобиле, разработанном Евгением Яковлевым и Петром Фрезе, известно немного. Впервые представлен он был в 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде, разработка же началась за 3 года до этого. Большую часть времени у создателей отняло получение патентов и разрешений на производство, а не проектирование конструкции.

В дореволюционной России Нижегородская выставка была крупнейшей площадкой для демонстрации отечественных достижений в сфере техники и искусства. Выставочные павильоны посещали первые лица государства и члены академии наук. Особого ажиотажа самоходный экипаж не вызвал, несмотря на то, что его технические характеристики были вполне конкурентоспособны. Не смогли найти конструкторы поддержку и у государства: император лично посетил выставку и даже протестировал автомобиль, но изобретение его не впечатлило. По некоторым данным производство автомобилей все же было начато, но выпуск не был серийным. Сколько экземпляров было изготовлено точно сказать нельзя.

Первый русский автомобиль

Технические характеристики

Масса первого российского автомобиля составляла всего 300 кг. Мощность двигателя завода Яковлева составляла около 2 л. с., он был однотактным и обладал лишь одним цилиндром. Коробка передач была двухступенчатой, причем передача, позволявшая двигаться вперед, была всего одна, вторая же была предназначена для холостой работы мотора. Такая функциональность была стандартной, например, автомобиль Бенца, который был одним из самых популярных в конце XIX века, имел практически идентичную коробку передач.

Максимальная скорость автомобиля составляла всего 20 км/ч, по этой причине автомобиль не оснащался ветровым стеклом, которое было бы сложно очищать в дороге. Запас бензина позволял продолжать движение в течение 10 часов, его хватало примерно на 200 км пути. Объем баков водяной системы охлаждения составлял 30 литров, что позволяло поддерживать допустимую температуру мотора даже с учетом малой скорости движения. Транспортное средство оснащалось электрическим зажиганием, устройство карбюратора позволяло водителю проводить ручную регулировку состава топлива.

Особенности конструкции

Автомобиль Яковлева-Фрезе имел 4 колеса, сейчас это может показаться очевидным, но в конце XIX века трициклы были довольно распространены. Задняя пара колес была ведущей, поэтому она имела больший диаметр (около 1.5 метров), передние же предназначались исключительно для устойчивости автомобиля. Задняя ось имела большую ширину, чем передняя.

Колеса изготавливались из дерева, сцепление с дорогой обеспечивалось с помощью сплошных резиновых шин. В то время производство полного цикла было распространено мало. Нередко случалось, что будущий владелец автомобиля самостоятельно покупал двигатель и шасси, а корпус на них устанавливался в специальной мастерской. В этом плане автомобиль Яковлева и Фрезе существенно отличался, ведь он представлял собой готовое изделие. Двигатель и трансмиссия изготавливались на заводе Яковлева, тогда как экипажная компания Фрезе занималась производством кузова и салона. Спидометра, датчика топлива или других измерительных приборов он не имел, как и другие устройства того времени. Такая функциональность появится примерно через 10 лет, причем длительное время она будет именно опциональной.

Баки системы охлаждения были изготовлены из латуни, они располагались по бокам автомобиля. Управление производилось с помощью руля и специальных рычагов, привычных педалей тогда еще не было. Тормоза располагались на ведущих колесах, из-за небольшой скорости автомобиля даже примитивные приспособления позволяли обеспечить быструю остановку.

Карбюратор был простейшего испарительного типа, смешивание бензина с воздухом происходило в газообразном состоянии, нагрев обеспечивался благодаря теплу от сгорания топлива. Кузов был рассчитан на водителя и одного пассажира, конструкция не имела крыши, был предусмотрен лишь откидной козырек, впрочем, из-за отсутствия ветрового стекла, он не мог обеспечить защиты от дождя. Сидения являлись мягкими, их поверхность была отделана кожей. Для повышения удобства поездки использовалась рессорная подвеска, амортизаторы отсутствовали.

Конструкторы

Фрезе окончил горный институт, но по специальности он не работал. Молодой инженер попал в экипажную компанию, благодаря своему старанию он смог дорасти до ее совладельца. В 1873 году Фрезе открывает собственное предприятие, через 3 года оно объединяется с фабрикой его бывшего партнера. В 1881 году инженер становится единоличным владельцем компании. Яковлев и вовсе не был профессиональным инженером. Он 9 лет служил моряком, императорского флота, на пенсию он вышел в звании лейтенанта, официальной причиной являлись семейные обстоятельства. В действительности же Яковлев открыл собственное дело, еще во время военной службы он увлекся двигателями и всем, что с ними связано. Завод Яковлева активно покупал патенты и лицензии на производство двигателей на различных видах топлива, мотор для первого российского автомобиля был изготовлен здесь же. 

Со своим будущим коллегой Фрезе познакомился в 1893 году на выставке в Чикаго, разговорившись с Яковлевым, он понял, что у них много общего. Оба изобретателя принимали участие в конкурсе, и были удостоены наград: Фрезе – за представленные им корпусы для самодвижущихся колясок, а Яковлев – за двигатели.

Нельзя сказать, что конструкторам удалось создать что-то кардинально новое. В своем творении они воплотили принципы, которые использовало большинство автопроизводителей конца XIX века, возможно, именно поэтому автомобиль не смог произвести впечатление на императора. Однако, оригинальная идея все же была: инженеры хотели сделать автомобиль массовым – в то время такая техника была доступна лишь узкому кругу состоятельных людей. По некоторым данным, цена автомобиля составляла всего 1500 рублей, что равняется стоимости 30 лошадей. На самом деле это не было дорого, аналогичные модели стоили примерно вдвое больше, что выгодно отличало автомобиль Фрезе и Яковлева.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить