Ледокол Ермак

Ермак – это первый в мире ледокол, который принадлежит к арктическому классу. Он назван в честь Ермака Тимофеевича, ставшего первым исследователем Сибири и прилежащих к ней земель. Строительство ледокола началось практически в самом конце 19 века, а именно в 1897 году, еще во время Российской империи.

История строительства

Проект строительства арктического ледокола был одобрен в ноябре 1897 года. Примечательно, что в составе комиссии по разработке технических условий принимали участие не только адмирал Ф.Ф. Врангель, но также Д.И.Менделеев (он с самого начала горячо поддерживал идею создания подобного судна). Работа над созданием проекта длилась не менее месяца, ровно до тех пор, пока в декабре того же года судно было заложено в Ньюкасле (Великобритания) по заказу России. Это был первый в мире корабль, который разрабатывался специально для того чтобы форсировать тяжелые льды, имеющие двухметровую толщину;

Ермак был спущен на воду позже намеченного срока, а именно с опозданием на месяц. Состоялось это 29 октября 1898 года, после длительных испытаний в заводских условиях ледокол был допущен к последующей эксплуатации. Ермак обошелся государству в 1.5 миллиона рублей – по тем временам более чем крупная сумма. Однако на ледокол возлагались большие надежды, в связи с чем все, что было задумано при разработке проекта (все идеи и технические характеристики) были реализованы.

Ледокол Ермак

Технические характеристики

Водоизмещение Ермака составляет 8730 тонн, его длина – 97.5 метров, а ширина – 21.6 м. Необходимо отметить и другие характеристики, в частности, осадку, которая равна 7.3 м.

Особенного внимания заслуживает все, что связано с двигателями и их работой, так, речь идет о паровых машинах с мощностью в 9000 л. с. Скорость хода была равна 12 узлам, что также является едва ли не уникальной цифрой для 19 века. 

Эксплуатация

Капитаном судна был назначен адмирал Макаров, который с самого начала принимал участие в создании проекта. Именно он вывел судно в его первое плавание по Финскому заливу, где команду ожидали сплошные льды. Далее, 9 марта 1899 года, Ермак был отправлен на выполнение своего первого задания. Оно заключалось в том, чтобы вызволить изо льдов 11 пароходов, которые затерялись во льдах в районе Ревеля (Таллин, Эстония) по неизвестным причинам и подавали сигналы бедствия. В результате масштабной операции пароходы были успешно освобождены и переправлены в порт. Следует обратить внимание на то, что спасению судов способствовало новое по тем временам устройство – радиотелеграф, созданный А.С.Поповым.

Это была первая, но далеко не последняя северная экспедиция Ермака, целью которой объявлено не только исследование экологии и природы тех мест, но и, по мере необходимости, осуществление спасательных операций. Во время русско-японской войны, а именно с 1904 по 1905 год, Ермак успел преодолеть льды в Либавском порту, осуществить эскадру контр-адмирала Небогатова на чистую воду за счет открытия дороги к Дальнему Востоку. Таким образом, в течение первых 12 лет своей эксплуатации ледокол провел во льдах не менее 1000 суток, что по тем временам было и остается рекордным сроком. Учитывая представленные, более чем впечатляющие характеристики, следует обратить внимание на технические параметры судна.

Ледокол Ермак


Эксплуатации во время I и II мировой войны

Именно благодаря своим техническим характеристикам Ермак смог выполнить все возложенные на него миссии, в частности, в рамках Первой и Второй мировой войны. В частности, вплоть до 1918 года Ермак, совместно с другими ледоколами, сумел провести не менее 211 боевых кораблей, а также вспомогательных и торговых судов сквозь льды Финского залива. Необходимо обратить внимание на следующие особенности, связанные с этими и дальнейшими событиями: после окончания Первой мировой войны Ермак был возвращен к мирной службе, в рамках которой он обеспечивал надежность грузоперевозок в Арктике, Балтике и Черном море.

4 октября 1941 года ледокол был мобилизован, так, его оборудовали зенитными орудиями и пулеметами, а в июне 1944 года судно было разоружено и возвращено Главному управлению Северного морского флота. За годы, проведенные в самой гуще событий до 1944 года, Ермак принял участие в эвакуации гарнизона на полуострове Ханко и в островах Финского залива, выводил подводные лодки на различные боевые позиции самой разной степени дальности. Таким образом, участие и роль данного ледокола в событиях, связанных с ВОВ, просто нельзя переоценить.

Ледокол Ермак


Вехи дальнейшей истории

Говоря о послевоенных годах, необходимо обратить внимание на то, что 16 марта 1949 года он был награжден орденом Ленина. Это было связано не только с 50-летним юбилеем, но и с возможностью объективной оценки всех тех действий и боевой деятельности в целом во время войны. Спустя шесть лет, а именно в 1955 году, именно Ермаку было поручено провести по Северному морскому пути множество кораблей во главе с крейсером Адмирал Сенявин. Это событие является одним из самых знаковых в истории российского флота и кораблестроения. Однако, несмотря на свою более чем богатую и насыщенную историю, Ермак был списан в 1963 году.Сразу же после этого предпринимались многочисленные попытки сохранить корабль в качестве специального музея, однако они оказались безрезультатными. Уже в 1964 году Ермак пошел на слом и был потоплен. Примечательно, что ровно спустя 10 лет после этого, на воду был выпущен новый ледокол с аналогичным названием.


Важно знать

Несмотря на то, что судно уничтожено, экипажу команды все-таки удалось сохранить очень многое из оборудования и просто артефактов. Многие из них находятся в личных музеях или были переданы во владение государственным организациям. В городе Мурманск установлен специальный памятник ледоколу, который был выстроен около его настоящего якоря, с общей массой в три тонны. В Санкт-Петербурге, а именно Музее Арктики и Антарктики, находится сохраненный штурвал судна, а в Музее Морского флота в столице России – самые разные предметы, которые были размещены в кают-компаниях. Современный аналог корабля 1898 года был также построен не в России, но по ее заказу. Строительство Ермака было поручено Финляндии, которая с успехом реализовала данный проект.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить