Ракета-Носитель «Ангара» А5

Ракетоноситель «Ангара» А5 уникален тем, что он стал первым, выпущенным после распада Советского Союза. Распад великой космической державы привел к ряду значимых проблем в этой отрасли. Знаменитый «Байконур» оказался на территории дружественного, но «зарубежного» Казахстана. С него осуществлялись запуски ракетоносителей тяжелого класса «Протон» и «Энергия». Именно с этим космодромом связаны все успехи советской космонавтики.

История создания 

Для того, чтобы не потерять лидирующие позиции в освоении космоса, приоритетном направлении для нашей страны? Правительство РФ объявило в сентябре 1992 года конкурс на создание нового космического ракетного комплекса для тяжелых РН. Также имелось ввиду, что все узлы и детали, исходя из стратегических интересов РФ, должны быть отечественного производства, а все будущие запуски осуществляться с космодромов, находящихся на нашей территории. В конкурсе приняли ведущие конструкторские бюро отрасли: КБ Макеева, РКК «Энергия» им. Королева, ГКНПЦ им. Хруничева. Победу среди проектов одержал коллектив ученых Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева. Предпочтение получил его проект КРК «Ангара», а разработка и производство признано делом государственной важности. Новый комплекс позволит осуществлять запуск космических устройств разного типа со всех стартовых площадок страны.

Заказчиками космического ракетного комплекса стали Федеральное космическое агентство и министерство обороны РФ. В настоящее время производство основных компонентов комплекса осуществляется в Омске на ПО «Полет».

Ангара А5


Испытания РН «Ангара» А5.

Первый запуск ракетоносителя тяжелого класса «Ангара» А5 состоялся 23-го декабря 2014 года на космодроме Плесецк Архангельской области. Испытание прошло успешно: ракетоноситель при помощи разгонного блока «Бриз М» вывел муляж аппарата на геостационарную орбиту, а после выполнения назначенных задач блок вместе с макетом были уведены в зону захоронения или, по-другому, зону существования. Вес РН в момент запуска был около 768 тонн, масса муляжа, примерно, 2 тонны. Высота выведения – 35.8 тысяч километров. Все отделяемые ступени упали согласно расчетам центра.

Следующим этапом стало начало создания в 2016 году инфраструктуры для «Ангары». Планируемый запуск коммерческого спутника Анголы при помощи ракеты-носителя «Ангары» А5, назначенный на декабрь 2016 года, не состоялся из-за неготовности ракетоносителя. Дата старта перенесена на 2017 год и будет объявлена дополнительно.

РН Ангара А5

Зачем нужна «Ангара»?

Если объединить все задачи, стоящие перед новым ракетоносителем, то можно отметить следующие основные направления.
- Создать конкурентоспособный космический комплекс, не уступающий ракетоносителям США, Китая, европейского содружества.
- Активация космодромов, размещенных на территории России. Это, прежде всего, Плесецк, «Восточный» и ряд других, находящихся в проектах.
- Полностью осуществлять разработку, производство комплекса за счет задумок, деталей, узлов, выпущенных в нашей стране. Помимо стратегической важности этого факта, такая политика дает работу многим предприятиям оборонной промышленности, новые рабочие места.
- Разработка новых ракетоносителей должна осуществляться по модульному принципу, что значительно облегчит транспортировку ее компонентов к месту запуска и позволит создать на модульной основе целое семейство разных по грузоподъемности ракетоносителей: от самого легкого с одним модулем, грузоподъемностью 1,5 т до РН тяжелого класса типа «Ангара» А5 и А7.
- Создание нового экологического чистого вида топлива кислород + керосин. Применяющееся горючее на «Протоне-М», гептил, является чрезвычайно токсичным, использование которого далеко не безопасно. Новое топливо позволит существенно обезопасить запуск ракетоносителей «Ангара», в том числе, как планируется, с пилотируемым кораблем.

РН Ангара А5

Технические характеристики

Ракетоноситель осуществляет запуск при помощи универсальных ракетных модулей (УРМ) в количестве пяти единиц при помощи ракетных двигателей РД-191. Основная часть, четыре штуки, находятся на первой ступени, один расположен на второй. УРМ состоит из емкостей с окислителем и горючим, сочетающихся между собой особой проставкой и отсека, где расположен жидкостный реактивный двигатель. РД-191 уже использовался в РН «Энергия» и представляет собой четырехкамерное силовое устройство. В качестве топлива применяется экологически чистая комбинация продуктов сгорания керосина и жидкого кислорода.

Приведем некоторые параметры «Ангары» А 5. Длина РН – 55,2 м, диаметр носителя – 8,86 м. Вес при запуске – 773 тонны. Расчетная масса запускаемых объектов на низкую опорную орбиту 24,5 т, на геостационарную – 4,6 т. В качестве разгонного блока возможно применения «Бриз М» или кислородно-водородное устройство тяжелого класса.

Длина универсального ракетного модуля равна 25,1 м, его диаметр 2,9 м. вес УРМ, заправленного горючим – 149 тонн.Хочется привести пример денежного эквивалента запуска груза при помощи РН «Ангара» А 5. Для доставки одного килограмма на НОО (низкую опорную орбиту) требуются затраты в 2 400 американских долларов. Отправка на большую высоту ГСО (геостационарную орбиту) – 4600 этой же валюты. Это более дорогое удовольствие, чем запуск РН «Протон-М», примерно на 40%. Однако, с увеличением количества запусков, себестоимость ракетоносителя может существенно снизиться. Планировалось, что к 2021 году РН «Ангара» А 5 будет ежегодно запускать 6-7 спутников. К 2015 году на запуск в работу космического ракетного комплекса потрачено 160 млрд. рублей. Также предполагается, что к 2025 году ракетоноситель «Протон-М» полностью будет заменен более молодым устройством.

РН Ангара А5

«Навстречу утренней заре – по «Ангаре»?

Слова из этой популярной в прошлом, песне вспоминаются после заседания научно-технического совета Роскосмоса, которое произошло 12 марта 2015 года. На нем все члены НТС единогласно проголосовали за продолжение работ по проекту, в том числе и по «Ангаре» А 5. Несмотря на длительные сроки подготовительного периода, было предложено включить дальнейшие действия по запуску РН в Федеральную космическую программу, которая будет осуществляться до 2025 года. Хотя надо признать, что многие технические эксперты неоднократно отмечали многие недостатки проекта. Перечислим основные из них.

- Недостаточную мощность первой ступени «Ангары» А 5, что может привести к аварийной ситуации при доставке грузов с большим весом.
- Длительная задержка по запуску проекта приводит к тому, что в ближайшем будущем, к началу двадцатых годов, американская космонавтика приобретет ракету нового поколения SLS/Orion, перед которой РН «Ангара» А 5 будет технически устаревшим средством.
Существуют и другие замечания, которые ставят под сомнение целесообразность выполнения программы.

Хочется верить, что история с РН «Ангара» А 5 найдет свое логическое завершение. Разработка космического долгостроя закончится и наша страна получит нужный ракетоноситель, который сможет стать полезным в деле отечественной космонавтики.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить