Легендарный Сталинец С-60

Старшее поколение еще помнит легенду советского тракторостроения С-60. По современным меркам несколько неуклюжий, тихоходный, на гусеничном ходу с мощностью двигателя всего 60 л. с., весьма ограниченными функциональными возможностями и скоростью движения чуть более 8 км/час. В качестве топлива использовался один из компонентов переработки нефти – лигроин или «тяжелый бензин». Сейчас только специалисты знают о таком виде топлива, а во времена разработки и производства С-60 оно было вполне современным.

В начале 30-х годов прошлого столетия темпы коллективизации сельского хозяйства только нарастали. Появлялись крупные сельскохозяйственные объединения – совхозы, объемы сельхозработ постоянно увеличивались. Имевшиеся колесные тракторы не справлялись с ними, в распутицу они и вовсе не могли выезжать на полевые работы. Поэтому перед страной остро встала задача по обеспечению сельскохозяйственных предприятий надежной всепогодной тракторной техникой. Харьковский завод «Коммунар» выпускал не более сотни тракторов в год, что не обеспечивало страну нужной техникой.

В одном из решений партийной конференции ВКП(б) 1929 года была зафиксирована необходимость строительства тракторного завода. Местом строительства был определен Челябинск. Главный вопрос, стоявший тогда перед государственной комиссией, какой из тракторов взять за основу для проектирования – американский «Катерпиллер» или советский «Коммунар». После детального обсуждения было принято решение: прототипом выбрать американский трактор. Перед началом проектирования инженеры разобрали «Катерпиллер» на детали, по результатам их изучения нашли целый ряд недоработок и с учетом этого разработали чертежи советского С-60. Наиболее важные узлы разрабатывались разными группами инженеров. После обсуждения утверждался лучший вариант. Параллельно велось проектирование цехов тракторного завода.

Сталинец 60

Новый трактор и новый завод

Несмотря на то, что только в августе 1930 года был заложен завод, а уже начало следующего года ознаменовалось выпуском первого опытного образца. В конце 1934 года на ЧТЗ отмечали выпуск трактора с номером 10000. К этому времени о Сталинце С-60 знала практически вся страна. Трактор был изготовлен по обычной схеме с передним расположением двигателя и местом для тракториста в задней его части. Для того, чтобы запустить карбюраторный двигатель, использовался бензин либо керосин. С этой целью он снабжался дополнительным пусковым топливным баком с объемом 16 литров. Гусеничный ход обеспечивал удовлетворительную проходимость С-60 практически в любых дорожных условиях. Но мировую известность тракторы получили после легендарных походов в тяжелейших условиях зимы для спасения грузов с замерзшего во льдах каравана судов, а также для доставки продовольствия городу Мургабу через заснеженные перевалы Памира. Как отмечали в то время советские и зарубежные СМИ, эти испытания выдержали все советские машины, принимавшие участие в походах. Трактор С-60 был представлен на парижскую международную выставку 1937 года, где и был награжден высшей наградой - «Гран-При».

Сталинец 60 - памятник

Будущее за Дизелем

За период с 1июня 1932 года по 31 марта 1937 года на Челябинском тракторном заводе было выпущено около 69000 тракторов С-60. И все-таки недостатки у машины были, прежде всего низкий КПД из-за использования в качестве топлива лигроина. Поэтому перед инженерами и конструкторами была поставлена задача по разработке тракторного двигателя, работающего на более дешевом дизельном топливе. Одновременно необходимо было провести масштабную реконструкцию завода, что должно было обеспечить повышенную экономическую эффективность машины при проведении сельскохозяйственных работ. Вскоре огромный труд советских конструкторов был успешно завершен, и государственной комиссии был представлен новый дизельный двигатель М-17.  Государственные испытания трех машин Сталинец С-65 с новым мотором были успешно завершены, и в ноябре 1936 года был подписан приемочный акт. Дополнительным преимуществом было то, что разработанный двигатель вносил небольшое количество изменений в конструкцию трактора. Отличительными чертами С-65 стало то, что топливный бак разместили сзади двигателя, который закрыли капотом с боковыми съемными стенками. Для более равномерного распределения веса машины в гусеницу добавили одно звено. Трактор предназначался для совместной работы с прицепными сельскохозяйственными машинами различного назначения.

Сталинец 65

 

Первый дизельный трактор сошел с конвейера ЧТЗ 20 июня 1937 года. Уже в начале 1938 года первая партия дизельных С-65 в количестве 60 штук была поставлена на экспорт, составив серьезную конкуренцию американским «Катерпиллерам», хотя мировая известность пришла к С-65 значительно раньше, после выпуска опытной партии. В 1937 году на международной выставке в Париже он получил высшую награду «Гран-При» так же, как и его предшественник С-60. Всего было выпущено 37626 экземпляров.  Внешний вид трактора можно увидеть в фильме «Трактористы», снятого в 1939 году. Существенный вклад С-65 внесли в начальном периоде Великой Отечественной войны, значительно облегчив труд артиллеристов при буксировке тяжелых орудий.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить