Вертолет Ми-12

На рубеже шестидесятых годов резко обострилась политическая обстановка в мире. «Холодная» война набирала обороты. Внутри страны советское правительство уделяло много внимания на развитие экономики, освоение новых недоступных районов, создание ударных строек. Для решения этих задач требовался воздушный транспорт нового типа, который смог бы перебрасывать крупные грузы военного и народно-хозяйственного назначения. Оптимальным решением для транспортировки в места, где асфальтовые дороги отсутствуют, являются вертолеты. В 1962 году Совет Министров СССР принял Постановление о разработке и создании подобной авиатехники, способной максимально удовлетворить потребности военных и строителей в транспортировке объемных неразборных грузов. Однако, основным предназначением будущего гиганта была подготовка Ми-12 к возможной ядерной войне. Кстати, NATO также разрабатывала подобные устройства, но их крупногабаритный «Боинг» HLH так и не смог подняться в воздух.

За дело производства вертолета с большой грузоподъемностью, взялись многие отечественные КБ. Однако, уникальность задачи заставило многих из них отказаться от ее решения. Разработку проекта смогло осуществить конструкторское бюро М. Л. Миля, производство осуществлялось на саратовском авиационном заводе.

Вертолет Ми-12

Возможности модели

Вертолет с заводским индексом В-12, который больше известен под неофициальным названием Ми-12 (по версии NATO Homer), за свою короткую жизнь стал обладателем восьми мировых рекордов. Получился самый большой, самый тяжелый в мире вертолет с грузоподъемностью, равной которой еще не было в истории отрасли. Воздушное детище бюро Миля способно транспортировать военную технику массой до 25-ти тонн, баллистические межконтинентальные ракеты, гражданские грузы массой в 30 т. Ми-12 способен переместить на новое место дислокации 196 человек или эвакуации с поля боя 158 раненых на носилках. Приведем его габариты.

– Вес пустого воздушного судна составляет 69 100 кг,

– максимальная масса – 105 000 кг,

– длина фюзеляжа – 37 м,

– высота с учетом вращающихся винтов – 12,50 м,

Вертолет Ми-12

За всю историю создания было произведено только две единицы. Первый взлет был осуществлен в 1968 году. Всего было проведено 122 полета воздушной машины и 77 зависаний в воздухе. Вертолет поражал авиа экспертов своей мощью и габаритами. Ми-12 в 1969 году поднял рекордный груз в 44 205 кг на высоту 2255 м. На Всемирной выставке в Ле Бурже Ми-12 через два года после этого знаменательного события получил приз известного американского конструктора вертолетов Сикорского за создание подобного чуда техники. Можно привести слова сына гениального американского разработчика вертолетов, что необходимо снять шляпу перед создателями такого шедевра. Презентация вертолета такого масштаба произвело фурор среди специалистов отрасли.

Несмотря на выдающиеся результаты и обнадеживающий старт модель оказалась не востребована и в серийное производство запущена не была. Причины оказались прагматичные. Военная техника, в частности баллистические ракеты, стала значительно легче. Использование для транспортировки тяжелых Ми-12 стало не рентабельно. Политический климат стал понемногу смягчаться, гонка вооружений замедлила свою скорость, размещение ракетных баз стало не так актуально.

Вертолет Ми-12

Описание МИ-12

Конструкция вертолета состоит из четырех двигателей собранных по схеме поперечного размещения из двух винтов и двухколесное неубирающееся шасси с тремя опорами. Расстояние между передними элементами (колея) равняется 13,1 м. За основу была взята моторная группа модели Ми-6, состоящая из силового агрегата, передающего основного редуктора, несущего винта и электронного устройства управления. По сравнению с прототипом лопасти стальной материал был заменен на прочный композитный, который имеет меньшую массу.

Корпус Ми-12 спроектирован по оригинальной форме. Так крылья, длина которых составляет 28,4 м, у фюзеляжа имеют меньший размер, чем на концевой стороне. Для создания необходимой надежности каждое крыло имеет поддержку снизу в виде ферменных подкосов, которые крепятся к шасси и корпусу. На вертолете установлены двигатели ГТД Д 25-ВФ (разработка КБ Соловьева). Они попарно устанавливаются в специальных гондолах с откидными капотами на краю крыльев. Мощность одного мотора – 6 497 л. с. Горючее заливается в баки, находящиеся в полости крыльев и в подвешенном состоянии.

Кабина Ми-12 визуально имеет интересную конструкцию, напоминающую средневековый замок. Она состоит из двух этажей. В верхней половине – рабочие места бортрадиста и штурмана, в нижней – бортинженера и электрика. Общая численность экипажа – 6 человек. Прием грузов производится через хвостовой отсек. Основная часть внутреннего пространства вертолета отводится под грузовое отделение. Его размеры уникальны: 28,15 х 4,4 х 4,4 м.

Вертолет Ми-12

Приведем основные технические характеристики Ми-12.

Практическая высота – 3 500 м.

Максимальная скорость – 260 км/час.

Крейсерская скорость – 240 км/час.

Дальность полета – 1 000 км.

Помощь в управлении Ми-12 оказывает радиолокационная станция «Лоция».

Краткое резюме

В настоящее время вертолет – рекордсмен, лучшая воздушная машина легендарного конструктора Миля, стоит «на приколе» в музее ВКС в Монино (Подмосковье) уже более тридцати лет. Ми-12 до сих пор не имеет равных по грузоподъемности. Отчасти конкурировать с ним может его «родственник» Ми-26, который поднимал груз в 25 тонн. Современная вертолетная техника за рубежом может осилить грузы массой не более 15-ти тонн. Кто знает, может придет время нашего гиганта и он сможет принести пользу?  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить