Снегоболотоход ЗИЛ 4904

Иногда бездорожье изобилует очень тяжелыми природными ловушками, которые преодолеть не способен даже трактор, считающийся панацеей в таких случаях. Гусеничному транспорту тоже хода нет. Ехать в объезд или невозможно, или нереально дорого. Авиации банально нет места для посадки. Водные артерии, как назло, отсутствуют, хотя местность прямо-таки изобилует глубокими ручьями. Телепорт пока не изобретен. Нужен вездеход принципиально иного, отличного от колесно-гусеничного способа передвижения. Чем бы не думали конструкторы ЗИЛа, поставившие винт от мясорубки вместо колес или гусениц, но мысль казалась вполне успешной. По расчетам такая машина на шнекороторной тяге не просто должна была поехать, а и вполне успешно форсировать как сухопутные, так и водные преграды.

Проблемой транспорта, способного преодолевать все и вся, в СССР занимались сразу два конструкторские бюро: имени Лихачева и КБ РАЛСНЕМГ при Горьковском политехническом институте. И вот в 1968 году практически одновременно оба КБ выдали каждый свой результат вездехода. Вполне очевидно, что лихачевцы использовали мощность и узлы завода ЗиЛ, а политеховцы - ГАЗ. Оба варианта были одобрены и после небольшой доработки детище горьковчан нашло свое применение в гражданской отрасли, а ЗИЛ стали использовать военные ведомства.

ЗИЛ 4904

На заводе имени Лихачева постройка шнеко-роторных вездеходов занимала немалую толику человекоресурсов и модельный ряд был весьма широко представлен от легковушек с ВАЗовскими двигателями, до тяжеловесов-двенадцатитонников на базе Урала. Но самой большой крупногабаритной машиной с «винтом мясорубки» вместо колес стал опытный экземпляр ЗИЛ-4904, построенный в семьдесят втором году конструктором Селезневым. Вездеход имел очень много деталей корпуса из стеклопластика с целью облегчения общего веса, достигавшего от 7 до 10 тонн, в зависимости от нагруженности. То есть, до трех тонн полезного груза в него помещалось спокойно. Два восьмицилиндровые верхнеклапанные двигателя от ЗИЛ-375 по 180 лошадиных сил каждый синхронизировались с автоматической коробкой передач. Рабочий объем суммарно достигал 14 литров. Крутящий момент осуществляла раздаточная коробка на редуктор спецпередачи, приводившая в движение оба шнеки 6-метровой длинны и полутораметрового диаметра. Они были цилиндрической формы с навитым на ней спиральным ребром, а материалом им служил алюминиево-магниевый сплав. Поворот вездехода осуществлялся поочередным торможением ленточного типа тормозов левого, или правого шнека. Но также у него была возможность бокового движения.

ЗИЛ 4904

Именно винтообразная форма уверенно передвигала шнекоход как по любому бездорожью, так и по воде. Из-за плохого сцепления с твердой поверхностью чудо техники ЗИЛ-4904 становился практически бесполезен на асфальте и бетоне. В этом случае он просто перевозился в кузове специально изготовленного трехосного прицепа, который цеплялся к тягачу ЗИЛ-131.

Грузовой вездеход 8-метровой длины, 3.6 метра ширины и 3,5 высоты в холке имел возможность легко переходить в грузо-пассажирский вариант за счет установки в пустой грузовой отсек восьмиместного модуля из стеклопластика для пассажиров. Запланированный 110-сантиметровый клиренс ЗИЛ-3904 позволял попросту не обращать внимание на любое бездорожье: вездеход оставлял после себя двухметровой ширины колею и почти полуметровой глубины, что негативно сказывалось на экологии грунтов. На практике он развивал до восьми километров в час в болотистой местности, 11 км/час на снегу, а полностью герметичное днище из стали позволяло ему делать полных 10 км/час на водных поверхностях. Это были довольно таки слабые показатели, далекие от запланированных расчетных, тем более расход топлива был чудовищным и достигал показателя в 110 литров на сотню километров сплошного бездорожья.

Вездеход ЗИЛ-4904 так и остался в единичном экземпляре. Уникальность и гениальность его конструкции не нашла практического применения, но послужила в разработке дальнейших моделей. Сам шнекоход был списан.

ЗИЛ 4904

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить